Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сок и «Соло»

11 октября 2002, пятница, день 152

В одном из выпусков «Записок начинающего предпринимателя» я рассказывал, как мой ученик Евгений Николаевич Арев, работающий в Государственном Кремлевском дворце, познакомил меня с Саркисом Рубеновичем Тевосяном.

Саркис Рубенович — один из руководителей небольшой типографии, где могут напечатать документы с защитой: дипломы, сертификаты, особые театральные билеты и тому подобное.

Алексей Викторович Андреев создал оригинал-макет обложки для диска. Теперь нужно его печатать. Саркис Рубенович предложил мне свою помощь.

Я уже писал о наших встречах и разговорах по телефону.

На этот раз Саркис Рубенович пригласил меня к себе домой. Мы поехали вместе с Софьей Владимировной Костюк. Отдельный рассказ, как мы встречали Софью Владимировну у метро «Площадь Ильича». Там несколько выходов. Софья Владимировна ждала нас у одного, мы искали ее у другого. К счастью, друг друга нашли.

Саркис Рубенович закончил МГУ, занимался политикой, защитил диссертацию. Он увлекается психологией. У него замечательная, невероятного обаяния жена и двое прекрасных сыновей.

Зачем я это пишу?

В жизни предпринимателя, как я понимаю, должны быть запланированы такие встречи. Хочу укрепить наше знакомство. Мы симпатизируем друг другу. Знаю, что рано или поздно, но обложка для диска будет напечатана. Думаю, что диплом об окончании нашего курса, который мы скоро планируем выдавать, будет так же напечатан этой типографией. Мало того, я надеюсь, что мы сможем оплатить эту работу.

За столом мы говорили о разном. О здоровье. О правильном питании. Юлия Эдуардовна, жена Саркиса Рубеновича, купила много разных соков — яблочный, виноградный, апельсиновый, вишневый. И была очень удивлена, почему я не пью сок.

— Зачем пить такую дорогую подкрашенную воду? Вы знаете, как делают соки?

— Как? Из натуральных фруктов, тут все написано.

Я усмехнулся. Разве можно верить всему, что пишут на упаковке. Мой приятель долгое время работал на фирме, где производят, судя по рекламе, самые лучшие, самые натуральные соки. Он мне все и рассказал.

Формально все правильно. Используют воду и концентрат, полученный из натуральных продуктов — яблок, винограда, вишен, апельсинов…

Но как это делается? Что, на комбинат привозят свежие фрукты, из которых выжимают сок? Нет. Сок выжимают там, где фрукты собирают. Из этого сока выпаривают воду и получают либо порошок, либо пасту. В таком виде «натуральный сок» и доставляют на комбинат. Пасту или порошок разбавляют водой, разливают в абсолютно чистую, почти стерильную упаковку, закупоривают и продают. И какие там витамины? Никаких! Пустота. Только вкус и цвет.

Даже если вы сами выжмете из апельсина сок и оставите его в стакане на свету на три-четыре часа, то от такого сока никакой пользы уже не будет. На свету происходит определенная химическая реакция, и полезность подобного сока ничтожна. Что уж говорить о порошке и пасте, которые разбавляют водой, после чего нагревают до определенной температуры, чтобы убить ненужные бактерии…

Вот за это люди и платят деньги. За работу. Она же была.

Польза? Ее нет. Стоит ли тратить деньги? На мой взгляд, нет. Стоит ли пить такие соки? Конечное, нет. Лучше минеральную воду. А еще лучше покупать фрукты и из них самостоятельно делать сок.

Почему я так подробно об этом рассказываю?

Фирмы, производящие сок, высокорентабельны. Прекрасная упаковка, наступательная реклама, великолепно организованный сбыт — сок есть в каждом магазине, в каждом киоске. Процесс организован замечательно. Другое дело, что это способ заработать деньги. И все. Ну, в крайнем случае, обеспечить рабочие места, что в условиях нашего времени тоже немаловажно.

Не хочу проводить параллели с «СОЛО на клавиатуре», но если бы нам такую рекламу… Пять пачек сока — это одна установка «СОЛО на клавиатуре». Люди тратят 150 рублей и ничего взамен не получают, кроме, может быть, утоления жажды. Мы же за эту сумму даем навык, а иногда и профессию.

Предвижу скептическую улыбку читающего эти строки. Продукты питания и программа — разве можно проводить сравнительный анализ?

Конечно, вещи несовместимые. Но принцип организации работы фирм един: изучение рынка, проведение рекламных акций и пиаровских кампаний, хорошая оплата сотрудников, нахождение рынков сбыта — и прибыль обеспечена.

С Саркисом Рубеновичем мы поговорили и о его работе бизнесмена. Признаюсь, хотел вызвать его на откровенный разговор и узнать, как он действует, какие может дать мне консультации, ибо он уже третий год занимается бизнесом.

Тут меня постигло разочарование.

Оказывается дела у Саркиса Рубеновича идут еще сложней, чем у меня. Цена за аренду помещения больше, местоположение фирмы хуже, рекламы никакой, заказчиков приходится искать через друзей и знакомых, в качестве упаковщиц, печатниц, брошюровщиц, укладчиц работают женщины, которые ездят в Москву из Подмосковья. Получают они мало (но, правда, рабочим место дорожат). Конфликты с арендодателями, сложности с оборудованием (полиграфическое оборудование тяжелое и дорогое). А печатают они отлично. Продукция высочайшего качества.

Саркис Рубенович все время занят решением сиюминутных проблем, работать на перспективу нет никакой возможности. Рынок забит типографскими услугами. Конкуренция невыносимая.

Он рассказывал мне, что встает в восемь утра, возвращается к часу ночи и делает работу за всех — он и водитель, и зав. производством, и отдел сбыта, и отдел снабжения…

Коллектив у него небольшой - 18 человек…

Я слушал Саркиса Рубеновича внимательно и, конечно, сочувствовал. Малый бизнес, поддержка государства, заинтересованность в развитии малого бизнеса — все это демагогия. Вот, передо мной сидит реальный человек, работающий на износ, с трудом зарабатывающий, чтобы оплатить квартиру и прокормить семью.

Но промелькнула и такая мысль: я догадываюсь, почему у Саркиса Рубеновича многое не получается.

Он порядочный человек. Он не умеет обманывать. Он никогда не блефует. Он честен перед заказчиком. Может быть, именно поэтому у него все и не получается.

У Саркиса Рубеновича не хватает специалистов на фирме. И он не может их найти. Если обратиться в кадровое агентство, то за поиск хорошего специалиста требуют 1000 долларов. Да и самому специалисту нужно платить как минимум полторы тысячи долларов в месяц. А хорошие полиграфисты все наперечет.

Конечно, взять огромную ссуду в том или ином банке, купить новое оборудование, провести водопровод, заказать получение мешков или туб с концентратом из фруктов и выпускать абсолютно бесполезные для человека соки — проще и надежнее с точки зрения бизнеса, чем организовать небольшую типографию или фирму «ЭргоСОЛО».

Разговор с Саркисом Рубеновичем помог мне сформулировать ряд задач, стоящих перед нашей фирмой, и, как это ни странно, еще раз убедил в правильности выбранного пути.

Не брать кредита.

Ориентироваться в работе на молодых.

Создавать оригинальную рекламу и больше продвигать «СОЛО на клавиатуре» в Интернете и в реальной жизни.

Отличаться от всех фирм, производящих программное обеспечение, особым подходом к пользователю — каждый человек для нас индивидуален, интересен и близок. Он не пользователь, он ученик, солист.

Использовать опыт ненавистных мне пирамид: от одного человека — к двум другим, от двух других — к четырем.

Один солист должен привлечь нам двух учеников, два ученика — четырех. Если мы сможем этого добиться, то будут у нас деньги, и мы сумеем подготовить новые версии, открыть очные курсы, выпустить несколько книжек, а самое главное — мы сможем платить нашим сотрудникам столько (желательно по тысячи долларов каждому, как минимум), чтобы они понимали — их здесь ценят, ими гордятся, им всегда готовы помочь.

Об этом я думал, когда ставил машину в гараж и поводил итоги дня. Об этом я думаю и сейчас, заканчивая рассказ об очередном дне предпринимателя.

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян

P. S. Почти пять месяцев я занимаюсь бизнесом. Когда рождается человек, то за первые три года жизни он получает больше, чем за всю последующую жизнь. Я имею в виду знания, навыки и обучение. К пяти годам уже сформирован характер, дальше идет его развитие. Примерно так в бизнесе. Пять первых месяцев — это начальная и средняя школа для каждого бизнесмена. Неужели я ее уже прошел? Может быть, и записки теперь называть «Дневником предпринимателя», ведь я уже не начинающий.

«Секрет бизнеса: знать то, чего не знает больше никто». ОНАСИС

1901


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95