Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музыка на побегушках

Лев Толстой «Крейцерова соната». Размышления ч.3

Повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» старается придать музыке сугубо утилитарный характер.

 

На званом вечере жена Позднышева и ставший объектом ревности Позднышева скрипач играли «Крейцерову сонату» Бетховена. Герой не оскорбляет это произведение. Однако делает парадоксальный вывод:

«Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует ни возвышающим, ни принижающим, а раздражающим душу образом».

Позднышев сравнивает ее с зевотой, возникающей при взгляде на зевающего. По сути, он приписывает музыке заклинательный характер, сравнивая каждого музыканта с гаммельнским крысоловом, хоть об этом прямо и не говорит.

Действительно, человек под воздействием музыки оказывается в особом энергетическом поле, которое может носить разный характер. Но не обязательно вслед за этим шагать в пропасть или сажать дерево и строить дом.

Воздействие не обязано иметь немедленный выхлоп. Оно имеет накопительный эффект.

Чем больше хорошей музыки послушает человек, тем больше впитает в себя ценного, тем сильнее укрепит свой мозг, о чем любит повторять нейрофизиолог Черниговская.

Для Толстого в лице Позднышева (а тут параллель с героем очевидна) музыка обязана иметь немедленный выплеск: солдаты маршируют, после мессы причащаются, а не лишь продолжают привычный ход действий. Не достаточно ли сохранить в душе впечатление, возможно, обсудить? Не свидетельствует ли жажда немедленной реакции на услышанное исключительно о повышенной импульсивности натуры?

А для музыки такой ход мыслей довольно унизителен, ведь из таинства превращает ее в нечто утилитарное.

Понятно, что попса и не претендует быть таинством, но настоящее искусство не призвано, чтобы после него непременно плясали, маршировали и причащались.

Впрочем, поздний Толстой известен массой парадоксальных утверждений. Граф категорически не переносил Шекспира. Более того, он выражался: «писать стихи – это все равно, что танцевать, идя за плугом», то есть острил о поэзии в целом. Так что выводы Льва Николаевича о музыке еще умеренны. Более того, возможно, кто-то с ним согласится и найдет в себе схожее ощущение: если я услышу героическую симфонию и тут же не назначу дуэль – как мне быть дальше?

Ринат Камалиев

198


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95