Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

От издателя

Дорогие читатели!

Вам предложена необычная книга. Это не художественная, не документальная и не научная литература. Какая же? Прочитав не торопясь до конца, вы сами сможете дать определение «этой литературе»  кому как захочется.

Автор настаивает на том, что его воспоминания написаны не пером писателя, так как он им не является.

Работая преподавателем в институте , авторомоператором на студии кинохроники, режиссером и сценаристом на телевидении, автор этой книги приобрел свой собственный стиль повествования. Его мысли интересно слушать, смотреть на экране. В этот раз я испытала удовольствие и наслаждение во время чтения. Так случилось, что мы вдвоем с Александром Коваленко обсуждали каждую, только что написанную им главу. Перечитывая главы во время обсуждений еще и еще, я каждый раз обнаруживала новые интонации, новые смыслы и подтексты. Удивительно, но мне казалось, что это мои личные воспоминания о нашем Рошале.

Александра Коваленко я помню с его студенческих времен. Мне довелось в это время заведовать кафедрой кинофотомастерства в Московском государственном институте культуры и быть помощником Г.Л.Рошаля. Воспоминания нашего выпускника воскрешали в моей памяти картинки счастливого времени. Александр радовался, что доставляет мне истинную радость и это позволяло ему трудиться над книгой вдохновенно.

Книга написана к 120-летнему юбилею Народного артиста СССР Рошаля Григория Львовича, кинорежиссера и педагога.

Годы активной культурнопедагогической и творческой жизни Григория Рошаля совпали с годами рождения СССР, его расцвета и его заката.

После толькочто свершившейся социалистической революции в России никто в мире толком не знал, как будет развиваться новая общность людей. Как будет выглядеть моральный облик народа в стране социализма? Каковы будут новые культурные ценности на евроазиатской части планеты?

Не знал об этом и Григорий Рошаль, будучи восемнадцатилетним молодым человеком с развитым театральным чувством. Буря нового времени, водоворот истории, вулканическое извержение новых идей и фантастических планов: все это одномоментно обрушилось на хорошо образованного еврейского юношу. И он радостно вступил в такую жизнь.

Новая жизнь рождала новые виды и жанры искусства, новые виды народного творчества, новые способы воспитания и обучения. Новой стране нужны были новые люди.

В одном ряду выдающихся государственных деятелей Рошаль принимал самое непосредственное участие в этих исторических процессах. Он возглавлял важные участки и отрасли молодой советской культуры. Он участвовал в создании того, чего еще не было до него и лишь предстояло создать. По поручению Наркомпроса он создал первый советский Педагогический театр. Он осваивал секреты молодого искусства кино, чтобы затем обучать других. В одной команде советских режиссеров, признанных впоследствии классиками мирового киноискусства, Рошаль создавал отечественное кино.

За первые пятнадцатьдвадцать лет в Советском Союзе были созданы шедевры киноискусства, которыми до сих пор гордится мировая культура. Искусство кино в нашей стране стало важнейшим из искусств. Рошаль снял более двадцати фильмов, многие из которых были высоко оценены и заняли достойное место в ряду шедевров советского кинематографа.

Рошаль приобрел богатый педагогический опыт. ВГИК – главный киноинститут нашей страны  создавался при его участии. Он неоднократно набирал здесь курсы кинорежиссеров. В разные годы был педагогом и руководителем творческих мастерских. Многие из его учеников стали крупными мастерами кинематографа и замечательными педагогами.

Григорий Рошаль долгие годы возглавлял в Союзе кинематографистов СССР отдел, который назывался комиссией по работе с    кинолюбителями. Рошаля знали и любили все кинолюбители не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира. При нем кинолюбительство приобрело важное государственное значение. Во всех городах и районах страны действовали киноклубы и народные студии. Систематически проводились фестивали и конкурсы.

Кинолюбительство объединило сотни тысяч разных людей. Единой семьей ощущали себя в этом масштабном объединении люди разных национальностей, разных возрастов и профессий. Ни в одной стране мира не было такой массовости, не было такого крепкого и позитивного единения людей вокруг профессионального и любительского кино, как в Советском Союзе.

На центральном телевидении Рошаль вел регулярную передачу «Объектив», собирая к экранам миллионы телезрителей. Рошаль принимал участие в разработке государственных программ по поддержке и развитию кинолюбительства. В стране родилась и бурно развивалась индустрия любительского кино. Специально для кинолюбителей заводы выпускали любительские кинокамеры, кинопроекторы, кинопленку, проявочные машины, оборудование для монтажа фильмов.

В качестве организатора крупных форумов кинолюбителей Рошаль объехал множество городов и союзных республик. Во многих странах он представлял делегации советских кинолюбителей. Работал в жюри фестивалей. Был докладчиком на международных конференциях. Советского кинорежиссера Григория Рошаля любили и уважали как страстного пропагандиста любительского кино. Кинолюбительство сложилось как общечеловеческое явление эстетической и философской значимости с огромными воспитательными возможностями. Рошаль был душой и сердцем этого феноменального явления.

Благодаря творческой активности кинолюбителей, развивались позитивные международные связи. Человек с кинокамерой или с фотоаппаратом в руках был не просто увлеченным человеком. Это был человек инициативный. Это был человек любознательный, неравнодушный и творческий. Человек с кинокамерой создавал некоммерческие произведения самого важного из всех искусств. От Москвы до самых до окраин кинолюбители были очень дружной творческой семьей.

Демонстрируя свои произведения на фестивалях и конкурсах, человек с кинокамерой из одной страны делился радостью с тысячами и миллионами ценителей самодеятельного киноискусства в других странах. Советские и зарубежные кинолюбители были своеобразными скрепами дружбы. Кинолюбительство в нашей стране стало самым массовым современным видом народного творчества. За опытом работы с кинолюбителями в Советский Союз приезжали специалисты со всех континентов. Рошаль внес большую лепту в это всемирное объединение.

В конце своей жизни Рошаль организовал в Московском государственном институте культуры (МГИК) творческую мастерскую. В ней он подготовил первых профессиональных режиссеровпедагогов для работы с кинолюбителями.

По его замыслу в мастерской должны были пройти подготовку специалисты нового типа. Выдающиеся достижения советских мастеров кинематографа и опыт мирового профессионального кино должны были стать базой новой профессии. А изящной и уникальной надстройкой профессии  обаятельная специфика любительского кино.

Мастерская во МГИКе была его последней творческопедагогической лабораторией. В эти годы народное кинотворчество достигло наивысшей популярности и массовости. Кинолюбителям оказывали посильную помощь многие известные мастера киноиндустрии. Но их помощи было уже недостаточно. Григорий Львович Рошаль и его соратники убедили руководителей страны, что кинолюбительство остро нуждается в таких специалистах, которые будут системно и на профессиональной основе работать в этой сфере народного творчества.

В 1972 году Рошаль набрал первый курс будущих кинорежиссеров, педагогов, руководителей для народных кинофото студий. Одновременно это была первая в стране опытно-экспериментальная режиссерско-педагогическая мастерская, по образу и подобию которой стали создаваться такие же мастерские в других институтах культуры: в Ленинграде, в Кемерово и УланУдэ.

В своей мастерской Рошаль применил собственные методы воспитания и обучения. Эти методы заслуживают изучения и подробного анализа учеными и специалистами. Исследование этих методов может обогатить и украсить современную педагогику.

Что это за методы? Как происходило обучение и воспитание? Кого он обучал и для чего он этим занимался в конце своей жизни? Воспоминания дают в объемной и замысловатой художественной форме ответы на эти вопросы.

Подчеркиваю, что книга написана в необычном жанре: это  не вполне роман об Учителе и Мастере, это  не совсем биографическое повествование о яркой личности, это  не сборник документальных рассказов и новелл о жизни выдающегося режиссера и педагога. Это и первое, и второе, и третье.

Эта своеобразная кинолента жизни смонтирована автором из свидетельств, размышлений и ассоциаций некоторых учеников, которых воспитывал в своей последней мастерской Григорий Львович Рошаль.

Повествование о главном герое книги искусно выписано так, как если бы изобретательно выписывалось генеалогическое древо: лирические и философские отступления от основного сюжета в виде литературных раскадровок, исповедей и свидетельств похожи на крупные ветви. Некоторые небольшие эпизоды можно сравнить с красивыми листьями, украшающими собой крону древа.

Автор книги называет себя непрофессиональным литератором для того, чтобы у строгих критиков не появился соблазн побить его за неуклюжий слог. На самом деле, книга написана не для того, чтобы оценить способности автора и гениальность его произведения. Книга написана для того, чтобы читатель узнал или вспомнил почти забытое имя выдающейся личности Русского мира.

В структуре повествования воспоминаний о Рошале параллельно присутствуют две большие сюжетные линии: дед Павел и Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. Они создают некое дополнительное и очень важное смысловое пространство, в котором автор воссоздает образ Мастера и Учителя. Читателю такой прием, надеюсь, понравится.Рошаль, дед Павел и Благодатный Огонь являются триединой основой благодарных воспоминаний. Похоже на Святую Троицу! Источник и суть Веры, Надежды, Любви!

Все многочисленные личности в книге названы соратниками Рошаля. Сообщество Рошаля представлено своеобразным коллективным помощником в его режиссерском промысле и в деле воспитания учеников. Моя работа рядом с ним и под его творческим руководством была самым счастливым эпизодом моей «киноленты жизни». С умилением и гордостью позволю себе скромно причислить и себя к преданным помощникам Григория Львовича. В моей памяти он навсегда остается гениальным, самым лучшим, любимым! Книга воспоминаний воскресила в моем сознании многие важные детали образа великого Мастера и    великого Учителя и заставила еще более утвердиться в своих высоких о нем оценках.

Эта книга поможет всякому читателю глубже осмыслить свою собственную историю и обнаружить в ней те важные детали в биографии, которым раньше не придавалось особого значения, но которые могут кардинально повлиять на дальнейшее совершенствование вашей личности.

«Под столом», «театральное чувство», «литературная раскадровка»  все это интересные «штучки» талантливого и умудренного жизненным опытом автора. «Штучки» помогут внимательному и умному читателю понять секрет возникновения душевной энергии для радостного творческого процесса настоящего режиссера и настоящего педагога.

Книга Александра Коваленко «Наш Рошаль» написана с любовью ко всем персонажам и с уважением к читателям.

Ася БОЯРСКАЯ

Доктор искусствоведения, профессор, Вицепрезидент Международной гуманитарной миссии «Пушкининститут».

Висбаден, Германия.

345


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95