Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Привет, ещё один малыш!

Часть 2. Как грамотно помочь старшему адаптироваться к рождению младшего

К новой жизни адаптируется вся семья, но сложнее всего приходится старшему ребенку. Как может помочь ему взрослый? Рассказываю в статье.

 

Малыш родился - да здравствует Малыш!

Родился еще один ребенок! Я вас поздравляю! Теперь у вас два малыша. Даже если старшему недавно исполнилось семь!

Почему же?

При рождении младшего ребенка, старший, вследствие естественного стресса, проживает этап «регресса». У него временно могут исчезать освоенные недавно умения.

Пятилетний внезапно может разучиться засыпать сам.

Трехлетка снова не умеет самостоятельно кушать, или раздеваться, или делать свои дела на горшок.

Ну а семилетка вдруг начинает «мамкать» по самым незначительным причинам.

И очень важно понять, что все это — нормальные ситуации! Так и должно быть.

И неважно, когда вы начали адаптировать старшего ребенка к рождению младшего: регресс в умениях и достижениях может настигнуть независимо от подготовки.

Также неизбежна и агрессия ребенка как реакция на стресс, на новые обстоятельства. И это тоже нормально! Наша задача — не ограждать детей от всех стрессовых ситуаций в жизни (тем более что это нереально), а помогать им справляться с эмоциями, учиться их проживать.

Для чего же тогда нужна своевременная помощь старшему ребенку? Если и регресса, и агрессии не избежать...Для того, чтобы эти процессы прошли быстрее и легче! Станет ли адаптация затяжной, болезненной или пройдет практически незаметно для семьи — в значительной степени зависит от наших действийй.

Что важно сделать до родов?

На этапе беременности вторым малышом, конечно же, мы рассказываем пока еще единственному ребенку о том, что скоро в семье будет пополнение. Чем младше ребенок, тем меньше он поймет, к чему же ему нужно готовиться. Однако даже годовасику можно и нужно рассказать о предстоящих событиях.

Когда вы видите на улице животных (или у вас они есть дома, в деревне), обучайте детей заботе о братьях наших меньших. Их можно погладить («гладим ласково, по шерстке»), их можно покормить («рыбку кошка кушает, а орешки ей нельзя кушать»), налить водичку, можно беречь их сон («тссс....»), а можно играть с ними, можно отслеживать их эмоции («Сейчас кошечка сердится, а сейчас она довольная») и можно устанавливать свои собственные границы и правила (например, «кошке на стол запрыгивать нельзя, а ложиться к тебе в кроватку можно»). Так в безопасной любящей обстановке ребенок потихоньку учится взаимодействовать со всеми, кто его окружает.

Отличный способ подготовить ребенка любого возраста к рождению сестрички или братика — игра в куклы. «Вот малыш, он спит. А вот старший братик. Он такой большой, уже умеет бегать, играть, разговаривать. Мама укладывает малыша, а старший братик что делает? Правильно, он пошел с папой на прогулку. А теперь мама играет со старшим братиком. Ведь малыш еще не умеет играть в игрушки. А что умеет малыш? Лежать, спать, плакать, улыбаться. Скоро и у нас родится малыш, а ты станешь старшим братом!». Очень много ситуаций можно проиграть таким образом заранее:

  • малыш у доктора
  • мама кормит малыша
  • мама укладывает малыша
  • как можно обращаться с малышом
  • как мы купаем малыша
  • как старший брат заботится о малыше...

Как организовать первую встречу?

То, что важно сделать вам в первую встречу после возвращения из роддома — освободить руки. Пусть папа позаботится о новорожденном небольшое время, а вы обнимайтесь, улыбайтесь, радуйтесь встрече со старшим ребенком, подарите ему свои теплые объятья после небольшой разлуки, тем самым вы восстановите контакт на базовом уровне привязанности — физическом. Не жалейте обнимашек, телесных игр, массажиков и щедро напитывайте ими своего старшего ребенка. Пожалуй, это самая главная рекомендация!

И, конечно, помогите ребенку познакомиться с младенчиком. Для этого также опираемся на базовый, первый уровень привязанности. Посадите старшего на диван, пусть он облокотится на спинку и выпрямит ножки. На ножки положите ему младенчика. Пусть старший почувствует его тяжесть, его тепло, его подвижность, поймает это восторженное ощущение — живой, настоящий малыш и мне разрешили его подержать! Обязательно поддержите ребенка: да, ты уже такой большой, ты уже можешь держать малыша на руках! Постепенно вы обучите, как гладить малыша, как брать его на ручки, как развлекать... А пока — просто дайте возможность детям побыть вместе.

Даже несколько минут в день такого контакта, когда старший «держит» младшего — отличная практика!

Можно ли их сразу «подружить»?

Через физический контакт можно создать привязанность между детьми. Однако никаких гарантий о дружбе и любви между ними на всю жизнь до старости не может быть и речи. Отношения братьев и сестер между собой — это особая близость, в ней очень много всего намешано: и привязанности, и ревности, и конкуренции, и зависти, и принятия, и всепрощающей любви! Мы можем помогать детям делать маленькие шажочки навстречу друг другу. Но главный секрет дружбы детей заключается в том, что сама мама делает шаги навстречу каждому ребенку! Если нет конкуренции за внимание мамы, если каждый ребенок наполнен ее заботой и уверен в ее любви — то им проще и легче идти навстречу друг другу, с чем-то мириться, на что-то не обращать внимания, идти на уступки, заботиться друг о друге.

То, чему мы своим примером научим каждого ребенка в отношениях с ним — это он «принесет» в отношения с братом или сестрой.

А как же привилегии старшего?

С рождением младшего у старшего автоматически появляются свои привилегии, положенные ему по возрасту:

  • можно гулять во дворе с друзьями (у младенца друзей нет);
  • можно ехать в детском кресле на переднем сиденье автомобиля;
  • можно самому выбирать то, что хочется одеть (младенец лишен такой привилегии!);
  • можно пойти в парк развлечений;
  • можно есть мороженое (младенчику такое есть нельзя);
  • можно съездить вместе с папой в цирк или сходить в кино...

Так много можно старшему ребенку по сравнению с младшим! Только знает ли он об этом? Знает ли, что это его особые привилегии, положенные ему благодаря его возрасту, благодаря тому, что он «уже большой»? Обязательно расскажите ребенку об этом, делайте акценты. Так старший будет чувствовать свою значимость, свой «вес», будет ощущать ценность своего возраста и своего положения. А значит, не будет желания надолго уходить в регресс «я тоже хочу быть маленьким!».

Кстати, если такое желание появилось — обязательно его реализуйте. Запеленайте старшего, вручив ему сосочку, покачайте на ручках, спойте колыбельную. Шустрому активному ребенку быстро надоест такой способ существования, однако порцию любви таким образом он обязательно получит, словно подзарядив от вас таким образом свою «батарейку».

Как сохранять контакт со старшим?

Регулярно, минимум три раза в день, проявляйте инициативу в отношениях со старшим ребенком:

  • зовите его почитать книжку,
  • предлагайте свою помощь,
  • предложите погулять вдвоем (даже 15 минут прогулки «как раньше», будут очень ценны ребенку!),
  • дарите маленькие внезапные сюрпризики, интересные штучки (предварительно подготовившись и закупив символические «подарочки-развлекалочки». Они особенно могут пригодиться в непредвиденные моменты, которые нередко случаются в первые недели адаптации к жизни с новорожденным),
  • предложите вместе что-то приготовить или сделать по дому (полить цветочки, пропылесосить палас),
  • зовите вместе потанцевать или просто пообниматься вдвоем!

Именно ваша инициатива — ключик к сохранению и укреплению отношений со старшим ребенком на период адаптации.

Также будет очень здорово, если вы заранее подготовите фотографии или видео, на которых старший ребенок запечатлен младенчиком. На которых видно, как вы его качаете, утешаете, катаете в коляске, одеваете, кормите, играете с ним. Вот уж действительно ценно для ребенка — своими глазами убеждаться сколько угодно раз, что он тоже был младенчиком и мама так же нянчилась с ним.

Дайте ребенку время. Три-шесть месяцев — это нормальный период для того, чтобы постепенно адаптироваться к новым условиям. Можно иногда поболеть, можно иногда забыть сходить в туалет, можно иногда «потерять» новые слова, можно иногда проявить агрессию (крикнуть, взвизгнуть, хлопнуть дверью, «мама, я тебя не люблю!»). Это совсем не значит, что адаптация не удалась и дружбы теперь между детьми не дождаться!

Это значит только то, что ваш старший малыш, как и все живые люди, учится проживать стресс, умеет чувствовать разные эмоции, имеет счастье выражать их и верить, что будет по-прежнему вами любим. А в трудные жизненные моменты — особенно.

Валентина Казачкова

174


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95